Референтные группы. Свойства и влияние референтных групп на личность.

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных групп.

Что такое референтные группы? Как они влияют на личность человека, на наши действия и поступки? Как связаны уровень притязаний и референтные группы? Чем отличаются реальные и воображаемые референтные группы?

Немного истории.

Термин «референтная группа» был введен американским психологом Гербертом Хайманом . Проводя исследования он использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего имущественного статуса. В результате исследований Хайман установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать.

Слово «референт» обозначает образец, эталон, пример. Следовательно, референтные группы – это эталонные группы, членство в которых рассматривается индивидом как благо. Референтной, или эталонной группой называется та группа, в которой мы присутствуем психологически, нормы и ценности которой используем как систему эталонов при выборе и оценке своих действий и поступков.

У каждого человека имеется своя совокупность референтных групп, в которых он состоит или стремиться состоять. Но не всегда это стремление реализуется, так как уровень притязаний и возможностей человека оказывается в противоречии с реальными жизненными условиями общения и деятельности. На этом основании выделяются реальные референтные группы и воображаемые.

Свойства референтных групп.

Основное психологическое свойство референтных групп – оценка и направление деятельности личности. Для ребенка референтной группой является семья, но лишь в том случае, когда он любим и принят в семье, а между родителями нет конфликтов. Родители для ребенка выступают как «значимые другие» - образцы для подражания, как те самые «зеркала», глядя в которые он формирует свое «Я».

При конфликтах семья теряет свойство референтной группы для ребенка. В таком случае он может найти референтную группу среди сверстников, старших подростков.

Для взрослых эталонной группой может стать профессиональная группа, коллектив, вышестоящие руководители. В спортивной деятельности для начинающего футболиста референтной группой выступает любимая команда, которой он постоянно желает победы и проигрыши которой остро переживает.

Для некоторых людей референтной группой являются воображаемые, фантастически вымышленные персонажи или почерпнутые из художественной литературы, кинофильмов, пьес и пр. Иногда подросток находит для себя в интернете референтную группу, и это ведет к формированию интернет-зависимости при условии, если эта группа является единственной референтной и подросток виртуальные отношения не переносит в реальную жизнь для дальнейшего общения.

Наконец, в роли референтной группы может выступать сверхценная идея, которая овладевает сознанием человека в состоянии алкогольного опьянения или при расстройствах психики. В таком случае знание особенностей референтной группы больного позволяет врачам найти эффективные способы коррекции личности.

Сильная ориентация человека на избранную им референтную группу может приводить и к печальным последствиям. Стремление соответствовать нормам и критериям референтной группы иногда побуждает человека исполнять роль, для которой у него не хватает ни образования, ни способностей. Он постоянно мобилизует силы изнуряя себя. Отсюда перенапряжение, психическое истощение, болезни.

Люди могут принимать картины тех групп, в которых они не признаются членами, иногда групп, в которых они никогда непосредственно не участвовали, и иногда даже таких групп, которых вообще не существует.

Те, например, кто ищет возможности повысить свой статус, более чувствительны к мнению вышестоящей социальной группы, чем той, к которой сами принадлежат. Так подростки с окраины порой усваивают кодекс преступного мира, каким они узнали его из кинофильмов.

Функции референтных групп.

Референтная группа выполняет следующие функции по отношению к поведению и деятельности людей:

  1. Эталона для подражания и формирования моральных норм поведения.
  2. Источника знаний и опыта жизни.
  3. «Зеркала» личности, которое используется для интеграции самооценки и поддержания самоуважения на достаточном уровне.

Подросток использует нормы и ценности референтной группы для сравнения себя с другими, для выбора друзей, одежды, манер поведения и разговора, для оценки своих действий. Эта функция референтной группы указывает на ее значимость в воспитательном процессе и необходимость исследования ее влияния на личность.

Подростки окружены сбивающим с толку разнообразием ролей, которые предлагаются многочисленными референтными группами и значимыми другими. Эти роли должны быть интегрированы в личностную идентичность. Процесс формирования идентичности осложняется, когда имеет место конфликт между ролями.

Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Учитывая референтные отношения человека, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности.

Изучение системы таких отношений личности можно использовать как метод психодиагностики. И, конечно, определенным образом, влияя, через значимого другого, на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.