Коррекция поведения у детей с синдромом дефицита внимания
Распахивается дверь и в кабинет врывается "тайфун" - мальчик восьми лет бежит к офисному креслу, расручивает его, напевая при этом что-то воинственное, затем, схватив со стола капсулу от киндер-сюрприза, бросается к шкафу, плюхается на пол, достает коробку с игрушками и начинает готовиться к сражению.
Не выдержав происходящего, извиняясь, гневаясь, дважды сердито окликнув мальчика, и не получив ответа, мама, переполненная отрицательными эмоциями садится на стул и начинает громко рыдать.
Спустя какое-то время передаю бумажную салфетку чтобы расправиться с потоком слез и как можно спокойнее, спрашиваю: «Что случилось?»
Немного успокоившись она начинает жаловаться: «Не слушается, дерется, ведет себя вызывающе, обманывает, не выполняет домашних обязанностей. Ломает игрушки, портит вещи, надоедает, пристает, требует, плохо учится. Ему поставили диагноз – СДВГ. Что нам делать?»
По результатам последних работ, частота проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) растет с каждым годом. Российские ученые связывают тенденцию роста данных по частоте проявлений СДВГ с улучшением диагностики. Так или иначе с уверенностью можно говорить о цифре 5-7 % от общего числа детей (в зависимости от популяции).
Когда ребенку ставят диагноз СДВГ очень большое значение имеет выбор средств, методов и момента начала коррекционного процесса.
У родителей может возникнуть много разных чувств по этому поводу. Одни могут испытать облегчение, так как нашлось объяснение трудностям поведения, которые ни они сами, ни их ребенок прежде не понимали. У других факт наличия «диагноза» может вызвать неприятие.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью требует индивидуального подхода. В данном случае речь идет о нарушениях функций мозга, о неврологических неполадках. Естественно, лучше всего подобрать с помощью специалиста комплекс мер, куда должны входить правильно подобранные педагогические приемы, реабилитация с помощью специальной физкультуры и психологическая коррекция.
Одним из новых методов коррекции произвольности высших психических функций можно назвать когнитивно-поведенческий подход с элементами управляемой практики. В качестве управляемой практики мы будем рассматривать метод биологической обратной связи. Биологическая Обратная Связь (БОС) (biofeedback – англ.) – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений.
Занятия с использованием БОС- способствуют повышению уровня активного внимания и формирование навыка планирования деятельности. Как это происходит?
Для коррекции произвольности восприятия, памяти, мышления в рамках любого образовательного учреждения могут использоваться компактные приборы, позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений ребенка.
Подобный прибор закрепляется на пальце испытуемого и, будучи подключенным к компьютеру с необходимым программным обеспечением, констатирует на экране монитора график дыхания и частоту сердечных сокращений, одного из основных индикаторов психомоторного возбуждения.
Находясь в режиме реального времени, ребенок прислушивается к своему состоянию, видит работу своего сердца на экране, управляет своими эмоциями, чтобы добиться положительных результатов в игре. Он стремится к осознаваемому контролю дыхания и выработке навыков равновесия процессов торможения и возбуждения, приобретает эффективный инструмент саморегуляции психоэмоционального состояния.
Мотивацией к регуляции возбуждения является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры.
Ребенок внутренними механизмами учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием. Ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности.
Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком наблюдается уже на 8-10 занятии продолжительностью 30 минут на протяжении 14-30 дней.
Занятия по программе индивидуального консультирования с элементами управляемой практики (БОС) предоставляют широкие возможности психологам и педагогам образовательных учреждений в помощи детям с синдромом гиперактивности.